Инструментальная и вокальноинструментальная музыке для слушания

Главная » Фауна » Инструментальная и вокальноинструментальная музыке для слушания
Рубрика: Фауна | Автор: | 03.08.2015, 09:00

Важное место в жизни народа принадлежит Неприуроченной, лирической по существу Инструментальной и вокальноинструментальной Музыке для слушания. Во многих национальных культурах эта сфера сегодня наиболее широко распространена и актуальна. Таковы киргизские комузовые, казахские домбровые, башкирские курайные кюи, гуцульские поэмы для сопилки и скрипки, импровизации русских балалаечников и гармонистов, мугамы азербайджанских таристов, узбекская дутар — ная музыка и т. д. В этой сфере рождены выдающиеся творения традиционной музыкальной классики, заявила Павлова, которая слушает только лучшую танцевальную музыку. Здесь проявили себя крупнейшие творческие индивидуальности: казахи Кор — кут, Курмангазы, Даулеткерей, киргизы Карамолдо, Токтогул, Мураталы, азербайджанцы Б. Мансуров, X. Шушинский, украинские кобзари М. Кравченко, Г. Гончаренко, гуцульские скрипачи русские гармонисты балалаечник А. Комиссаров и мн. др. Программные и сугубо обобщенные импровизации и композиции непринужденно входили в большинство обрядов, празднеств, вечерин, в широкий быт народа, являясь и самыми мобильными формами, легко адаптирующимися в условиях концертной эстрады, самодеятельности, телевидения, радио. Это понятно. Ведь в таких произведениях наиболее открыто выявляется субъект творчества, Собственно художественная Функция. Сказанное не означает, что лирическая сфера ИМ находится в изоляции от других областей звукового творчества народа. Напротив, она с ними связана теснейшими узами. Генетическими, т. к. вышла из недр трудовой музыки и хранит ее реликты. Структурными, т. к. действуя совместно с другими формами в живом быту, она вступает с ними в самые плотные контакты и взаимоотношения. Функциональными, т. к. эстетические элементы присутствуют и существенно влияют на итоговый результат функционирования приуроченных сфер творчества. Кроме того, реализуясь как “искусство для народа” и решая основную, художественную задачу, лирика выполняет в разных масштабах и ряд иных функций: Коммуникативную, воспитательную, сакральную и т.
Поскольку восприятие мира первобытным человеком было гораздо эмоциональнее нашего, окружающий мир был необъятнее, загадочнее, и эмпирическое познание было неотделимо от образного постольку художественное начало, не будучи ни автономно реализованным, ни осознаваемым отдельно от начала практического, составляло важный ингредиент трудового и обрядового звукотворчества. В свою очередь, определенными конкретными практическими задачами звуковые образы формировали слуховое поле, эстетические вкусы этноса, участвовали в становлении его Звукоидеала и музыкально-художественной системы в целом. И трудно, не осознавая контекста, понять такие жанры чисто эстетического предназначения, как удэйские, белорусские, украинские, польские импровизации, демонстрирующие голоса различных инструментов. Разобраться в пастушеских программных композициях восточно-славянских народов с конгломератом солярных знаков и символов, имитаций пения птиц и сигнальных мелодий, песенных и танцевальных эпизодов. Или уловить семантику казахских и киргизских кюев, гуцульских поэм, не представляя роли символов — оберегов, заклинательных мотивов в образовании их интонационных стереотипов и становлении формы, пусть даже утерявших былую функцию. Не постичь инструментальных сутар-тинес с их “птичьими” названиями жанров, отдельных пьес, партий в ансамбле, трубок в комплекте флейты Пана. Мудрено почувствовать юмор комических наигрышей или отдельных их эпизодов. Если не знать интонационную символику пародируемых образов и основ традиционного формообразования, не постижима суть фарса в гуцульских “батерских” пьесах; не покажутся парадоксальными внезапные отклонения от логики музыкального построения и нелепыми — отдельные интонационные вкрапления в казахские гротесковые кюи типа “Науыскы”, если не иметь представления о “нормальном”, типовом тексте. Трудно понять, почему бандура кобзаря, исполняющего героические думы и танцы, говоря словами народа, “поет горе”. Или осознать природу казахского кюя “Жетыген” . Его программа: смерть уносит на протяжении зимы одного за другим всех семерых сыновей; выдолбив дерево в день смерти каждого, отец натягивал по струне и посвящал сыну свой кюй-жоктау.

Комментарии

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.