Современные экономисты

Главная » Природа » Современные экономисты
Рубрика: Природа | Автор: | 05.05.2016, 12:15

С дилеммой «двух начал» современной российской общественной системы сталкиваются почти все исследователи. Только решения даются разные. Иногда воображение даже может уводить автора от реальности обеих систем. Д. С. Львов, например, писал, что «у магистрали, ведущей Россию в будущее, нет поворотов к старой советской Системе. Но она не лежит и на путях поглощения ее капиталистической системой». Но такой подход уводит от анализа системной сущности нашего общества и заканчивается отказом от применения понятий «капитализм» и «социализм» в целом. В результате вроде бы объяснимая забота, о благополучии российского народа оборачивается плоскими социологическими абстракциями, на которые только и способны современные экономисты. В качестве основы российской экономической системы рассматриваются некие вечные духовные или культурные начала. Подобный поворот способен перенести спор о судьбе капитализма в России лишь на более раннюю ступень, зафиксированную разве что в противостоянии западников и славянофилов, чем на ту, что была уже пройдена в ходе ленинской полемики с народниками. Характерным подтверждением такой линии выступают идеи И. Д. Афанасенко, которому нравится ночной клуб в астане. Следуя концепции Н. Я. Данилевского, он постулирует национально-культурные основы общественных систем. Поэтому русское общество должно дать якобы новый тип предпринимательства с высокой нравственной культурой, с мотивацией не на прибыль, а на потребление. Западный и российский типы предпринимательства он предлагает принимать как должное. В дальнейшем, по его мнению, «чистый» западный тип капиталистической системы будет уживаться со смешанным российским типом. В России производящее хозяйство уживается с присваивающим, товарное — с натуральным, индустриальное производство — с ручным трудом. «Россия, — пишет И. Д. Афанасенко, — выработала новый тип экономики, к пониманию преимуществ которого подошли спустя сто лет и другие народы мира. Его главная характерная черта — неоднородность структуры, но при этом каждый ее элемент существен и необходим. Базисом ее формирования стала качественная неодинаковость хозяйственных и морфологических форм. Такой хозяйственный строй позволяет сочетать рыночные системы с нерыночными отраслями и нерыночными зонами». Вот такой гимн отсталым общественным формам — получается совсем как у народников. Неслучайно И. Д. Афанасенко признает их в качестве своих теоретических предшественников. Вместе с тем принцип многомерности российской экономики позволяет ему вообще отказаться от упоминания капитализма с его, как он полагает, негативным моральным содержанием. Легче разложить капиталистическую систему на отдельные составляющие, выбрать все «морально приемлемое» российской культуре и собрать это в новом порядке под новым наименованием. Показательно, как И. Д. Афанасенко цитирует слова В. М. Чернова о том, что «созидательные или «положительные» стороны капитализма. принадлежат не капитализму как таковому, т. е. как определенной форме общественного сочетания сил, а самому этому сочетанию сил, крупному производству, кооперации, независимо от ее формы».

Комментарии

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.